среда, 6 апреля 2011 г.

Использование наглядности при обучении детей дошкольного возраста рассказыванию

Ответсвенный: старший воспитатель Боровинская И.А.
Использование схем и моделей при  составлении описательных рассказов
Ответственные: воспитатели логопедической группы: Латванова М.И., Калашникова Л.Г.
Использование наглядности при обучении детей рассказыванию по цепочке
Ответственные: воспитатели группы для детей с ЗПР: Гущина Е.Г., Маркина Т.Г.
Использование наглядности при обучении детей рассказыванию из личного опыта
Ответственные: воспитатели подготовительной логопедической группы Ляховая Е.А., Ямалетдинова Р.Р.
Одна из основных задач массовых дошкольных образовательных учреждений – обучение детей связной речи, т.е умению четко, последовательно излагать свои мысли.
У детей в дошкольном возрасте этот процесс вызывает затруднения: для них характерен скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, дефектное произношение звуков у многих детей. Кроме того, большинство детей страдает нарушением памяти, внимания, логического мышления.
Одним из факторов, который помогает  в работе по развитию связной речи, является – наглядность.
Рассматривание картин, предметов помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия.
В качестве наглядности может использоваться и план высказывания (об этом говорил Выготский Л.С.). Он отмечал важность последовательного размещения в предварительной программе, схеме всех конкретных элементов высказывания, а также то, что каждое звено высказывания должно вовремя сменяться последующим.
Обучение детей самостоятельному рассказыванию должно строиться в определенной последовательности:
  • Составление рассказа по демонстрируемому действию;
  • По серии сюжетных картин;
  • По одной сюжетной картине;
  • На основе сравнения предметов;
  • Составление описательного рассказа о предметах.
Но перечисленными видами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это лишь начальный этап, пусковой.
Работая с детьми, все больше убеждаемся, что использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа, помогает добиваться положительных результатов.
Педагоги ДОУ широко используют различные виды наглядности, которые представят нам сегодня.